Перспективы развития международных транспортных маршрутов в текущих условиях

Перспективы развития международных транспортных маршрутов в текущих условиях

По материалам онлайн-семинара «Грузовая панорама: Контейнерные перевозки» (август 2023 года)

29 августа 2023 года мы приняли участие в большом онлайн-семинаре, который организовал деловой журнал «РЖД-Партнер». Главную часть семинара составили выступления генерального секретаря международного координационного совета по транс-евразийской перевозкам Геннадия Бессонова, ведущего эксперта-аналитика Института проблем естественных монополий Ольги Джаран и вице-президента по логистике группы НЛМК Юрия Саввина. В этой публикации хотим познакомить вас с обобщенным содержанием их выступлений.

Основную характеристику нынешней (первая половина 2023 года) ситуации в области международных транспортных перевозок можно обозначить так: перестройка и перенаправление.

В условиях, когда политические решения буквально отрезали привычные торговые связи российских предпринимателей с Европейскими странами, вполне естественным для экономики страны стало перенаправление на Восток. Основным торговым партнёром становится Китайская Народная Республика, торгово-транспортная связь с которой обеспечивается в основном по железнодорожным путям. В этом направлении главными транспортными артериями стали три железнодорожные ветки:

  • через Казахстан, ведущая в южные провинции Китая и Гонконг;

  • через Монголию, ведущая в центральный Китай и к Шанхаю;

  • непосредственно в северо-восточный Китай.

Также дальневосточное направление обеспечивает связь с портами Ванино и Восточный, через которые обеспечивается морское сообщение с Южной Кореей, Сингапуром и другими странами ЮВА. Эти же железнодорожные пути обеспечивают транзит из стран Юго-Восточной Азии в Европу. Бывший ранее обычным и регулярным, в нынешних условиях обострения политических отношений со странами Балтии и Скандинавии этот транзитный поток претерпевает существенные изменения, постепенно снижаясь. Частично его удается перенаправить через Северный морской путь, что заметно увеличивает сроки доставки грузов и осложняет условия их транспортировки.

Ещё одно направление было ранее заявлено как чрезвычайно перспективное, но пока таким не стало и неизвестно, когда сможет стать. Это железнодорожный поток «Север-Юг», который должен протянуться от Санкт-Петербурга через Кавказ и Иран до портового города Бендер-Аббас на границе с Пакистаном. Этот разветвленный путь, включает в себя не только железнодорожные сети, но и перевозку по Каспийскому морю, должен обеспечить надежную транспортную связь России через Иран с Индией. Однако это пока остаётся лишь проектом, поскольку транспортная инфраструктура Ирана имеет очень небольшую пропускную способность и не может обеспечить требующейся работоспособности.

Перенаправление грузовых потоков происходит не только в России. Страны Центральной Азии, в частности, Узбекистан и Казахстан, а также Азербайджан и Грузия, выстраивают свои линии связи, чтобы обеспечить транзитные пути в обход проблемных территорий. Однако пока эти линии могут обеспечить не более 20% от того грузопотока, который идёт прежними способами, через Дальний Восток, Казахстан, Россию и Беларусь.

Перестройка транспортных связей заключается в качественном изменении грузового состава. За последний год существенно возросла доля контейнерных перевозок. В первой половине года их количество возросло на 12,5% по сравнению с предыдущим периодом. Рост востребованности контейнеров отмечается во всех категориях грузов, но чрезвычайно сильный рост наблюдается в перевозках автомобилей и комплектующих: более чем вдвое (102,8%)  по сравнению с первым полугодием 2022 года. Общий импорт из КНР, который ведётся преимущественно в контейнерах, по сравнению с тем периодом прошлого года, вырос втрое.

Рост контейнерных перевозок обусловлен, в первую очередь, китайской конъюнктурой. Об этом говорит статистика: за 7 месяцев этого года ввоз грузов в контейнерах вырос почти на треть (29,8%), экспорт увеличился на 7,9%. Также это влияет и на внутренние грузоперевозки, где использование контейнеров возросло на 26,9%. Даже простой наблюдатель сейчас может увидеть, что в товарных составах на железнодорожных путях появляется всё больше контейнеров с китайскими иероглифами на бортах.

Производство грузовых вагонов в России, после существенного спада в прошлом году, вернулось к уровню 2021 года и даже превзошло его по показателям двух летних месяцев. Статистика регистрации вагонов показывает, что в первом полугодии заметно уменьшилось использование больших универсальных полувагонов (-16,3%), но заметно увеличился спрос (+14,3%) на хопперы саморазгружающиеся бункерные вагоны для перевозки сыпучих грузов, в частности, зерна, угля или руды.

В целом в процессе перестройки системы международных перевозок наметился тренд на унификацию (контейнеризацию) и приспособление железнодорожного грузопотока к специфике морских перевозок. Вне всякого сомнения, в дальнейшем использование контейнеров будет только расти.

Перенаправление и перестройка международных грузовых перевозок обусловило возникновение ряда новых сложностей. В частности, нынешние условия диктуют необходимость прорабатывать новые маршруты и выстраивать сотрудничество с новыми локальными перевозчиками. Дальневосточное направление, которое сейчас является главным, обслуживает 31 оператор, линии, ведущие к порту Новороссийска, обслуживают 26 операторов, а ведущие к портам Санкт-Петербурга 16 операторов. 

Поскольку организационная рутина для владельцев грузов усложняется, всё более востребованными становятся услуги экспедиторских фирм. Профессиональный экспедитор, который владеет налаженными связями, освобождает грузоотправителя от необходимости самостоятельно вникать во все детали, а также позволяет снизить многие риски. 

Подводя итог тому, что было высказано в ходе онлайн-семинара, можно сказать, что:

  • в ближайшем будущем политическая ситуация будет оказывать основное влияние на направление грузопотоков;

  • торговые отношения с Китаем будут играть основную роль во внешнеторговых связях российского бизнеса;

  • грузопоток будет развиваться в направлении стран Азии и Ближнего Востока, при этом ключевую роль в транзите будут играть страны Центральной Азии, в особенности Казахстан;

  • по мере развития торговых отношений России со странами Африки, а также Южной и Центральной Америки будет повышаться значение морских перевозок.

Повышается необходимость планирования мультимодальных транспортных перевозок, в которых всё большую роль играют контейнерные отправления. Возрастает сложность планирования таких перевозок, но эту проблему помогают решать профессиональные экспедиторские компании.

 
Задать вопрос
Здесь Вы можете задать интересующий Вас вопрос, выразить своё мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы будем очень рады Вашему обращению!