Мало кто задумывается о том, что работа ж/д экспедитора несет в себе немалые риски. Любая внештатная ситуация – и первым, кто почувствует её финансово-материальные последствия будет экспедитор. В документах плательщиком указывается именно он, а не владелец груза или подвижного состава, что делает компанию практически незащищенной перед возникновением финансовых рисков. Ведь оплата в случае возникновения внештатной ситуации в любом случае взымается именно с экспедитора.
Рассмотрим пару примеров, которые предоставил наш специалист претензионного отдела.
Пример №1 — Несоответствие фактического веса груза и веса согласно СМГС накладной (перегруз).
В этом случае ж/д экспедитор обязан уплатить:
Да-да, именно экспедитор несет такие расходы. Конечно, после уплаты компания перевыставляет штраф клиенту. Что происходит дальше? Штраф может быть оплачен сразу полностью и это благоприятное завершение ситуации. Бывает, что клиент переводит данную сумму постепенно и этот период может растянуться на месяцы, что снижает финансовую стабильность компании. В отдельных ситуациях заказчик может отказаться от оплаты совсем. Что приводит к судам и длительным выяснениям отношений.
Пример №2 — Без контрольная отправка вагонов.
Клиент заводит заявку формы ГУ-12 в системе ЭТРАН в начале месяца, где указываются все участники перевозки грузов, в том числе и плательщик ж/д тарифа (экспедитор). В течении суток экспедитор должен подтвердить данную ГУ. После согласования ГУ у него возникает риск в отправке не оплаченных клиентом вагонов, поскольку экспедитор не может контролировать факт отгрузки. Бывают случаи, когда клиент по своей невнимательности или намеренно, оформляет вагон без оплаты экспедитору. В этой ситуации станция вагоны примет, отправит, а деньги спишут с единого лицевого счета экспедиторской компании.
Если клиент добросовестный, он быстро внесет оплату за отгруженные вагоны, если нет - то происходит заморозка денежных средств до момента взыскания их в претензионном порядке, в крайнем случае - судебном.
Если удается обнаружить данную ситуацию до завершения перевозки, экспедитор в праве остановить вагон на пограничном переходе до возмещения денежных средств со стороны клиента. Но это так же заморозка денежных средств и дополнительная вероятность начисления штрафов за простой вагона.
Что в итоге? Ситуация чревата судебными разбирательствами, длительными тяжбами, по результатам которых оплату, конечно, можно вернуть, но через продолжительный срок.
Важно помнить, что при согласовании заявки формы ГУ-12 экспедитором, в которой он указан плательщиком за перевозку груза, основная ответственность за груз возлагается на грузоотправителя как участника перевозки. По этому все риски, которые несет экспедитор, на прямую связаны и с грузоотправителям. В таком случае имеет место быть следующему информированию грузоотправителя: при отправке груза, когда в заявке формы ГУ-12 плательщиком является экспедитор, грузоотправителю необходимо запрашивать инструкцию у своего клиента о согласовании со стороны экспедиторской компании на отгрузку в данный период.
Как Глобал Логистик минимизирует возникновение рисков?
Сейчас в группе компаний происходит трансформация процессов работы, где основной задачей является минимизация рисков. Начиная с 2012 года мы выстраиваем рабочую группу компаний с фактическим присутствием в каждой стране. Сегодня наличие резидентства в Белоруссии и Казахстане помогает быстрее адаптироваться к ограничениям, связанным с проведением валютных платежей.
Выделяются следующие мероприятия по минимизации рисков:
Мы ответственно подходим к отбору и оценке рисков клиентов. И в нынешних условиях можем гарантировать прозрачные взаимоотношения с полным контролем движения денежных средств за счет агентской формы договора. Что дает клиенту уверенность в надежности действующей ж/д перевозки.