Практика внедрения ЭДО на международных  ж/д перевозках

Практика внедрения ЭДО на международных ж/д перевозках

Пандемия повлияла на многие аспекты трансграничного сообщения. Закрытые границы, локдауны, ограничения стали испытанием для отрасли. В связи с усилением противоэпидемических мер, наметилась устойчивая тенденция к переходу от бумажного документооборота к электронному. Меньше контактов — меньше рисков. Но процесс идет крайне медленно, и на это есть объективные причины.

Лебедь, щука и рак

Что же затрудняет свободный обмен электронными документами между странами-участницами международных логистических цепочек? Во-первых, необходимость в заполнении и передаче огромного количества различных документов, идентифицирующих груз: организационно-распорядительных, перевозочных, сопроводительных, бухгалтерских, служебных.

Во-вторых, традиционно высокие требования к информационной безопасности на ж/д транспорте — обязательная криптографическая защита данных. К ним относятся методы построения шифров, криптосистем с открытым ключом, систем электронной цифровой подписи.

Сложность заключается в том, что каждая страна при ведении документооборота использует свою уникальную криптографию, не совместимую с криптографией других стран. Ситуация ухудшается, когда груз проходит через территории нескольких стран.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭП) в России не может быть проверен при помощи средств ЭП республик Беларусь или Казахстан. С другими зарубежными странами ситуация аналогична.

Существует ли возможность облегчить процедуру электронного документооборота между странами с разными способами криптографической защиты данных? Давайте рассмотрим два эффективных способа организации ЭДО между разными странами.

1. Вывоз-ввоз криптографии — получение удостоверяющей подписи

Участник-нерезидент получает НЭП (неквалифицированную электронную подпись) в удостоверяющем центре нужной страны. Для этого лично посещает центр или отправляет оригиналы документов, заверенные международным нотариатом.

Но у способа имеются недостатки. Экспорт и импорт криптографии — технологически сложная и дорогостоящая процедура. Вряд ли это может быть применено в массовом формате. Кроме того, требуется периодическое обслуживание средств криптографии удостоверяющими центрами. Вишенка на торте — электронный документ с НЭП не имеет юридической силы в стране нерезидента. Рассмотрим способ номер два.

2. Участие доверенной третьей стороны (ДТС) — без ввоза-вывоза криптографии

ДТС — организация, наделенная официальным правом проверять электронную цифровую подпись в электронных документах. Ее деятельность регламентирована фиксированным моментом в отношении лица, подписавшего электронный документ.

Для обмена электронными документами между правительствами двух стран (G2G) функции ДТС выполняет Минкомсвязь России согласно постановлению от 24 июля 2014 года.

Постановление правительства РФ N 698 от 24 июля 2014 года:

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ выполняет функции доверенной третьей стороны при обмене электронными документами в случаях, если ее участие в таком обмене предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Несколько примеров. Компания «Рэйл Коммерс» (РФ) использовала институт доверенной третьей стороны Республики Казахстан в лице АО «Национальные информационные технологии». «Рэйл Эксперт» (РФ) и «Documentolog Global Limited» (Казахстан) в 2021 году запустили в тестовом режиме сервис обмена цифровыми документами между двумя странами.

Но масштабировать это решение в полней мере пока невозможно. Особенно в тех случаях, когда речь идёт о взаимодействии между бизнесом и государством или бизнесом и бизнесом (B2G и B2B соответственно). Регламентирующие обмен документы: Положение о ДТС, регламент работы Оператора ДТС, еще не приняты на уровне Правительства РФ, что затрудняет прозрачную организацию трансграничного ЭДО через сервисы ДТС.

Существует ли решение, которое организует такой эффективный цифровой документооборот, при котором обмен электронными документами становится рутинной процедурой?

Если гора не идёт к Магомеду

Компания «Глобал Логистик» (РФ) решает организацию ЭДО вне зависимости от того, кем являются участники процесса. Это заключается в присутствии представительства экспедитора на территории иностранного государства.

Статус резидента и идентификационный номер налогоплательщика позволяют получить электронную подпись, действующую в данной юрисдикции, и использовать ее при оформлении документов со всеми участниками цепочки.

При таком способе взаимоотношений ЭДО клиенты компании-экспедитора получают выгодные преимущества. Компания принимает на себя риски и неудобства в работе с ЭДО при международных перевозках, а клиент получает подтверждающие документы, соответствующие требованиям государства, на территории которого он находится.

Однако, организация работы с использованием представительств нивелирует проблемы правового регулирования ЭДО исключительно для клиентов компании экспедитора и не решает задачу перевыставления документов внутри группы компаний. Для развития рынка международного экспедирования необходимо государственное сотрудничество в вопросе упрощения организации трансграничного ЭДО и организации электронных систем обмена документами.

Задать вопрос
Здесь Вы можете задать интересующий Вас вопрос, выразить своё мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы будем очень рады Вашему обращению!