Международная жд перевозка включает в себя большое количество участников, осуществляющих специализированные функции. Так, в ст. 2 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) в качестве участников перевозочного процесса указаны отправитель, получатель, перевозчик. Указание на экспедитора как на третье лицо, исполняющее выполнение обязанности по уплате провозных платежей, содержится в ст. 31 СМГС без конкретизации прав и обязанностей указанного лица. И это несмотря на то, что подавляющее большинство международных железнодорожных перевозок оформляется именно с участием экспедиторов, его правовой статус не определен в международном регулировании.

Правовой статус экспедитора в подавляющем большинстве юрисдикций регулируется национальным законодательством о транспортно-экспедиторской деятельности, которое имеет широкую сферу применения и не учитывает специфику железнодорожных перевозок.

Сегодня на современном рынке жд перевозок нет официального понятия «международный железнодорожный экспедитор». Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки, зачастую осуществляют расширительное толкование правовых норм и применяют к железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Данные требования закономерны, если экспедитор является грузоотправителем, либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз.

Кредитные организации, осуществляющие валютный контроль при осуществлении валютных платежей в адрес иностранных экспедиторов и перевозчиков, запрашивают у российских экспедиторов копии инвойсов, экспортно-импортных контрактов, таможенных деклараций в отношении перевозимого груза. При этом у контролирующих органов отсутствует понимание того, что экспедитор не имеет отношение к перевозимому товару, осуществляя деятельность по организации и координации перевозочного процесса.

С аналогичным подходом можно столкнуться и при взаимодействии с налоговыми органами.

Отсутствие определенности в правовом статусе экспедитора также влияет на взаимодействие с иностранными перевозчиками в рамках обмена информацией о данных грузоотправителей, для предъявления им претензий и о произведенных списаниях штрафов и иных удержаний. Примером может служить следующая ситуация.

Осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений, и именно к нему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций, например, начисления штрафов за превышение массы груза.  В настоящее время получение экспедитором контактных данных грузоотправителя существенно затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений.

В таком случае   необходимым является информирование экспедитора о дополнительных списаниях, штрафах, допущенных по вине грузоотправителя или грузополучателя, но предъявляемых перевозчиком к экспедитору в момент их возникновения, для своевременного принятия соответствующих мер экспедитором. В АС ЭТРАН выгружаются не все документы, связанные с начислениями экспедитору (штрафы). Также экспедитору не предоставлена возможность влиять на перевозочный процесс в рамках оплаты жд тарифов в реальном режиме времени, а не в течении суток с момента заведения ГУ как реализовано сейчас.

Для устранения имеющихся противоречий и предоставления возможности экспедиторам и собственникам подвижного состава своевременно получать документы, соответствующие требованиям контрольно-надзорных органов, целесообразно было бы дополнить форму накладной СМГС.

Предлагаем рассмотреть возможность, включить в накладную листы для направления  дополнительным участникам перевозки, либо получать скан документа на основании контактных данных об экспедиторе (адрес электронной почты, телефон), которые будет вносить грузоотправитель для предоставления их экспедитору.
Последний перевозчик, после проставления соответствующих отметок о направлении перевозки, предоставлял бы указанные листы дополнительным участникам перевозки, включая расходы на обработку документов в сумму провозных платежей, либо списывая их с ЕЛС экспедитора.

Такие документы однозначно подтверждали бы исполнение международного договора перевозки, и соответствовали требованиям налоговых органов. Тем более, что в электронной версии жд накладной нет отметок таможенных органов и станции назначения.
 

 

Задать вопрос
Здесь Вы можете задать интересующий Вас вопрос, выразить своё мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы будем очень рады Вашему обращению!