10-й Международный транспортный форум: проблемы и перспективы

10-й Международный транспортный форум: проблемы и перспективы

В конце июня Новосибирск Экспоцентр принимал гостей и участников десятого Международного транспортного форума. Среди них были и представители нашей компании — руководители продаж новосибирского офиса Николай Милантьев и Владимир Кулагин.

Традиционно форум является главной выставочной площадкой Западной Сибири, на которой демонстрируются достижения реализации национальных и региональных проектов в сфере транспорта и логистики, а также обсуждаются актуальные темы, связанные с эффективностью работы и дальнейшим развитием транспортно-логистической инфраструктуры, взаимодействием с органами власти для решения проблем дорожно-транспортного комплекса.

Кроме того, форум, организатором которого выступает правительство Новосибирской области — это еще и авторитетная площадка для обсуждения развития транспортной отрасли региона и вопросов повышения инвестиционной привлекательности Новосибирской области.


Источник: https://stf-nso.ru/

В этом году естественным приоритетом стала проблематика импортозамещения и автономного развития отрасли. Кроме того, особенно стала актуальной тема изменения приоритета внешней торговли и перенаправления логистических связей в страны Центральной Азии и Китай. В связи с этим повышенный интерес вызвала тема развития транспортного коридора «Север — Юг», который является одной из двух главных транспортных артерий Российской экономики в современных условиях.

Еще одна напряженная тема — стремительный рост контейнерных перевозок. По данным РЖД, к апрелю 2023 года общее количество контейнерных перевозок по железной дороге выросло на 20%, при этом импорт в контейнерах возрос на 48%. В основном это связано с ввозом в страну китайских автомобилей, станков и двигателей, а также с перевозками сельскохозяйственной продукции и сельхозхимии. Главными торговыми партнёрами России в 2023 году остаются Турция, Арабские Эмираты и Китай, однако велика вероятность, что в скором времени основная часть контейнерных перевозок будет приходиться исключительно на Китай. В связи с этим решение проблемы повышения пропускной способности Транссибирской магистрали особенно актуально.

На форуме было много интересных спикеров. Нам хочется обратить особое внимание на выступления двух ораторов.

Начальник территориального центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Александр Васильевич Елизаров рассказал о динамике погрузки, которая показала всплеск экспортной активности в феврале-марте 2023 года, но затем вернулась к тренду на снижение, сходному с предыдущим годом. Однако обобщенные данные говорят о небольшом росте (+1,6%) экспортной погрузки по сравнению с этим же периодом 2022 г.

Характерные тенденции первого полугодия 2023 г.:

  • почти в два раза выше отгрузка угля через порты Северо-Запада страны по сравнению с портами Черного моря: 22,4 млн тонн и 11,5 соответственно;

  • рост поставок кокса в Иран по транспортному коридору Север-Юг;

  • перенаправление поставок метанола в КНР (ранее поставлялся в Финляндию);

  • общий рост перевозок в восточном направлении на 5,8%.
     

За 6 месяцев 2023 года существенно выросли погрузки на экспорт в ОАЭ (+15,3 млн), КНР (+9,8 млн), Индию (+9,3 млн) и Турцию (+2,2 млн). При этом можно отметить, что поставки в Арабские Эмираты не просто заняли лидирующую позицию, но и увеличились многократно по сравнению со всеми предыдущими данными. Транспортный коридор Север-Юг, проходящий через Казахстан, не только открыл новые маршруты для сотрудничества с Индией, Пакистаном, Ираном и другими странами так называемого «глобального Юга», но и предоставил практически двукратное сокращение сроков перевозки товаров по сравнению с традиционным морским путем.

В первом полугодии 2023 года в направлении Казахстана перевезено 1 398 000 тонн грузов, что на 3,6% больше по сравнению с тем же периодом год назад. Этому способствовал и переход на оформление электронных накладных СМГС для экспортно-импортных перевозок. На полигоне Западно-Сибирской железной дороги 55 клиентов уже используют технологию электронной подписи. 80% накладных на грузы и 90% накладных на порожние вагоны из Казахстана проводятся в электронном виде.

Другим важным логистическим направлением в 2023 году стал Восточный полигон, обеспечивающий транспортную связь с Китайской Народной Республикой. На дальневосточном участке Транссибирской магистрали реконструировано 16 км путей на перегоне к государственной границе, закончена укладка дополнительных путей и запланировано строительство новых. В Уссурийске скоро должен заработать новый приемо-отправочный парк и будет проведена реконструкция действующего парка. В Хабаровске ведется строительство нечетного приемо-отправочного парка.

Всего на Восточном полигоне в текущем году планируется сдать в эксплуатацию 78 объектов с укладкой 650 км новых путей. Кроме того, для развития Восточного направления на станциях Транссибирского хода разработаны технологии объединения и обработки длинносоставных контейнерных поездов. Количество вагонов в таких составах может достигать 140 и более.

В направлении Китая также активизируется применение технологии электронного документооборота. С августа 2022 года по электронным накладным перевезено уже 488 000 тонн груза. Пока среднесуточное увеличение передачи поездов на восточное направление, по сравнению с прошлым годом, увеличилось только на 3 состава, но РЖД ставит перед собой цель дальнейшего увеличения этого показателя.

При имеющейся перспективе ухудшения торговых взаимодействий со странами Ближнего Востока, торговля с Китаем играет всё более важную роль. Соответственно, чрезвычайно актуальным становится развитие логистических возможностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, поскольку они являются практически безальтернативными средствами транспортировки грузов в дальневосточном регионе.

Еще одним очень интересным выступлением был доклад Татьяны Горовой, председателя Общественной палаты при Министерстве транспорта РФ и первого заместителя генерального директора «Центра стратегических разработок». Рассказывая о методиках изучения факторов, влияющих на эффективность экономика, она подчеркнула, что транспортная инфраструктура обеспечивает работу всех отраслей экономики. При этом эффективность работы транспортной отрасли определяется двумя факторами — объемом перевозок и временем в пути. Росту объемов и сокращению сроков транспортировки грузов способствует ликвидация инфраструктурных ограничений. То, что в первом квартале 2023 года отмечен рост объема перевозок в восточном направлении на 10,2%, говорит о том, что отрасль успешно справляется с возросшей нагрузкой. Однако существующие проблемы и инфраструктурные ограничения привели к тому, что государственная казна всё же недополучила около 17,8 миллиарда рублей налоговых доходов.

 

Доклад Татьяны Горовой

Источник: https://stf-nso.ru/

Прогнозная оценка Центра стратегических разработок показывает, что перенаправление логистики в восточном направлении, с учетом повышающейся роли контейнерных перевозок, показывает, что при существующих условиях доходность экспортных сделок будет снижаться. Такой пессимистический прогноз говорит о том, что перед РЖД, несмотря на позитивные отчеты, стоят очень серьезные задачи, которые придется решать во всё более усложняющихся условиях.

Выставка «Современный транспорт и инфраструктура», как обычно, стала главным украшением форума. Территория в 2000 кв.м. была разделена на 10 кластеров, которые представляли, по сути, все сегменты транспортной отрасли, от техники и запчастей до инженерных проектов и финансовых решений. Свои экспозиционные стенды представили 53 компании, среди которых были как крупные системообразующие, так и небольшие инновационные предприятия.

 

Выставка «Современный транспорт и инфраструктура»

Источник: https://stf-nso.ru/

Самой впечатляющей, по нашему мнению, оказалась экспозиция Группы ВИС, московского холдинга, финансирующего и управляющего инфраструктурными проектами по всей Федерации и за рубежом. Экспозиция представляла крупнейший транспортный проект Новосибирска — мост через Обь с гигантским пилоном и вантовой системой, который, по замыслу проектировщиков, должен украсить самый центр Сибирской столицы, подобно мостам в Стамбуле и Каире.

Увидеть великолепие будущего сооружения позволила зона VR, где можно было совершить виртуальную прогулку по самой верхней площадке пилона моста, на высоте 114 метров. При этом путешествие в виртуальной реальности позволило увидеть с высоты птичьего полета уже реально строящуюся на правом береге Оби часть моста и транспортную развязку.

Это поистине завораживающее зрелище, представленное Группой ВИС, показалось нам своего рода главным символом прошедшего форума. На нём была представлена объемная и весьма подробная картина состояния железнодорожной транспортной отрасли в настоящем с возможностью заглянуть в перспективу ее развития, задуматься о возможных и вероятных сценариях будущего.

Участие в десятом Международном транспортном форуме позволяет нашей компании не только поддерживать имидж Глобал Логистик как экспертной компании, провести встречи и переговоры с клиентами и заинтересовать потенциальных клиентов, но и получить достаточно информации для обобщающего анализа. Благодаря этому, мы уверенно занимаем свою позицию на рынке и видим колоссальные возможности роста.

 
 
 
 
Задать вопрос
Здесь Вы можете задать интересующий Вас вопрос, выразить своё мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы будем очень рады Вашему обращению!