Специалисты компании Глобал Логистик приняли участие в XXV «Зерновом круглый стол», который состоялся в конце апреля в Новосибирске.

Выводы, к которым пришли эксперты, обнадеживают и настораживают. Продажи зерна из России на мировом рынке растут, но в то же время вызывают трудности с логистикой.

Размер экспорта -- производная от урожая, поэтому для понимания ситуации сначала имеет смысл взглянуть на базовые показатели. В 2022 календарном году в России был зафиксирован рекордный урожай зерна -- 157,7 млн т, в том числе более 100 млн т пшеницы. Он в свою очередь предопределил высокий прогноз по продажам на мировом рынке: в сельскохозяйственном сезоне 2022/2023 (считается с начала июля по конец июня), по данным Российского зернового союза (РЗС), они могут составить 60 млн т, из которых 50 млн т придется на пшеницу.

По данным компании «Русагротранс», озвученным на круглом столе, в период с июля 2022 по апрель 2023 зерновой экспорт оказался на уровне 50,8 млн, что является абсолютным рекордом. Этот показатель уже выше, чем за весь сезон 2021/2022, в котором он составил 44,2 млн т. Отмечается, что месячные объемы вывоза начали превышать рекорды прошлых лет уже с октября 2022 года, и эта тенденция сохраняется до сих пор, взяв «передышку» только в феврале, и то по уважительной причине -- погодным условиям.

По расчетам «Русагротранса», экспорт главной зерновой номенклатуры, пшеницы, в период с июля по апрель зафиксирован на планке 42,3 млн т, или на 10,9 млн т, то есть почти 30%, выше, чем за аналогичный период прошлого сезона, а в целом по сельхозгоду -- 46,8 млн т, превзойдя предыдущий рекорд на 4,8 млн т.

Однако радость экспортеров -- нетривиальная задача для транспортников. Объем погрузки зерновых в системе РЖД в первом квартале 2023 года достиг 7,6 млн т с гигантским приростом в 36% к первому кварталу 2022-го. Экспорт же подскочил в 1,7 раза год-к-году, добравшись до 5,3 млн т, из которых в адрес морских портов для перевозки зерна судами отправлено 3,3 млн т (рост в 2,2 раза), пограничных переходов – 2 млн тонн (+30,7%).

Как результат, транспортная инфраструктура оказалась перегружена. И стоимость перевозки зерна также выросла. Ни мощностей на станциях погрузки у компаний-отправителей, ни провозной и пропускной способности железных дорог, ни возможностей портов не хватает на то, чтобы обслужить весь объем в сжатые сроки. Узкие горлышки в инфраструктуре в свою очередь привели к кажущемуся парадоксальным дефициту вагонов для перевозки зерна. Парадоксальным -- потому что самих хопперов-зерновозов на сети с избытком, их парк находится на рекордном уровне. Нехватка же наблюдается из-за увеличения его оборачиваемости: если вагон, застрявший в пути, требует больше времени на дорогу туда и обратно, то и самих вагонов необходимо больше.

Ж/д перевозки зерна в общем экспорте этой номенклатуры составляет 30,5%, и если объем в направлении внешних рынков вырос на треть, то загрузка инфраструктуры и задействованность парка в силу специфики железнодорожного транспорта увеличились не на 30,5%, а на порядок.

Тем временем приближается летний сезон, когда сеть РЖД будет отдана под многочисленные пассажирские поезда. Причем значительное увеличение их количества ожидается как раз в южных регионах, житнице и экспортных воротах страны.

В размышлениях участников рынка о том, как не допустить в будущем, а все мы надеемся на отличные урожаи и впредь, коллапса, есть две точки зрения. Первая, к которой склоняются зерновики, заключается в необходимости увеличить парк зерновозов. Вторая, принадлежащая транспортникам, говорит о вреде роста количества вагонов: они могут «забить сеть» и тем самым еще сильнее ухудшить положение дел. По их представлению логистической отрасли, нужно наращивать долю маршрутных отправок, снижая тем самым доли групповых и повагонных, требующих больше транспортной работы.

Дискуссии, очевидно, будут идти еще долгое время. Что же делать сейчас? Думать о грамотно выстроенной диспетчеризации, о страховании валютных рисков, об эффективном использовании ресурсов. Чему в компании Глобал Логистик специалисты в интересах клиентов уделяют приоритетное внимание.

Задать вопрос
Здесь Вы можете задать интересующий Вас вопрос, выразить своё мнение о качестве услуг или оставить предложение.
Мы будем очень рады Вашему обращению!